ВРЕМЯ ДОГНАЛО SIXTYNINE
разговор с Висом в прямом эфире радиостанции "Резонанс"
Декабрь 2002



        Беседу вел Дмитрий Черный

        - Вис, для начала просвети нас, что является в музыке, в стилистике рэпом, а что хип-хопом, о котором тоже многие слышали, только в связи с именем Децла?

        - Здесь нужно четко разграничивать понятия, потому что хип-хоп - это название целого огромного пласта культуры, в который входит не только музыкальная культура, естественно, это и танец брейк, и графити на стенах. Я не говорю о надписях на стенах "Спартак - чемпион", речь идет о больших красивых рисунках, целых картинах, которые делаются на нежилых зданиях или заборах. Это новое поколение, люди, которые не могут в силу своего возраста, ограниченности денежной пробиться на самый верх и поэтому они выражают свое видение мира, свои культурные, творческие порывы с помощью подручных средств и там, где могут, там, где они живут - на улице. Отсюда уличные танцы, отсюда уличное искусство, картины эти и так далее. То есть хип-хоп - это огромный, очень мощный, уже старый мир. Я могу сказать, что хип-хоп как стиль зародился в 1969 году, о чем мало кто знает. В последнее время он стал модным, он хорошо продается и покупается, уже все знают что такое "Yo!", что такое широкие штаны... Хотя широкие штаны - это просто одежда, никакой идейной подоплеки здесь нет. Рэп - это музыкальная составляющая культурного слоя хип-хоп, его музыкальный сегмент.

        - Твой рэп совсем не типичен, не похож на то, что мы привыкли слышать и видеть под вывеской "рэп". У тебя очень сильные серьезные стихи, наполненные социальной тематикой, поэтому тебя сегодня тянут в левую сторону. Хотелось расспросить, как виделась группа Sixtynine, когда она создавалась и как она движется и в каком направлении?

        - Группа Sixtynine изначально не создавалась как продюсерский проект: когда толстый дядя продюсер (сейчас по телевизору даже шоу показывают на эту тему), так вот, когда толстый дядя продюсер отбирает красивых мальчиков и девочек, заказывает кому-то песенки, кому-то стишки, снимает клип, вкладывает денежки, а потом всю эту ерунду возит по России и всячески стрижет купоны, ну и все остаются в итоге довольны. Sixtynine не задумывался как проект продюсерский, это с самого начала просто был мой личный взгляд на вещи, которые происходят в последнее время в нашей многострадальной стране, а меня это очень все беспокоит. И любого здравомыслящего человека, который не зажрался, который не принадлежит к истеблишменту, которого не набили уже деньгами под самую завязку, любого нормального человека это беспокоит. И меня тоже. Я смотрел на то, что происходит на улицах с моими друзьями, со мной, со страной. Я думал об этом, я об этом писал. А потом почему-то, причем действительно загадочным для меня способом, как цветы сквозь асфальт эта музыка стала пробиваться наружу. Песня "В Белом Гетто", которая сегодня будет звучать, (и которая звучала в эфире программы НТВ), она была написана два года назад, т.е. в 2000 году. И эти два года она муссировалась в народе. Мне даже приносили ее на кассетах в свое время, из Интернета скачанную и записанную. И вот только сейчас она стала работать по настоящему. Движение группы Sixtynine совершенно естественное, получилось, что не Sixtynine движется во времени, а время догоняет Sixtynine. И я думаю, что в ближайшее время все станет еще интереснее, потому что время это хочет сейчас... И время это получит!

        - Вис, кстати, скажи, в конце вышедшего рекламного мини-диска ты читаешь стихотворение, кажется, Лермонтова.

        - Мне очень приятна такая высокая оценка... Дело в том, что это мое стихотворение. Я его поставил в диск «скрытым» треком. Этот текст - моя точка зрения на собственное творчество... Но давай про него говорить сейчас не будем, потому что к музыке и тем более, к рэпу это никакого отношения не имеет.

        - В 19 веке существовало выражение "властители умов", была жива поэзия, поэты имели влияние на общественную жизнь. Сейчас, похоже, поэзия мертва. Каково в наше время писать стихи, есть ли перспективы у поэзии?

        - У поэзии перспектив нет в принципе никаких и нигде, и не только у нас и не только сейчас. Поэзия, - при всех ее безусловных плюсах, - в том виде, в котором она была ранее, мертва. Как любое древнее искусство, как живописное искусство. Может быть я говорю страшные вещи и многие со мной не согласятся, но это факт. Самые древние виды искусства - те, которые менее зависят от дополнительных технических средств. Поэтическое искусство - словотворение, оно появилось первым. Потом были живопись и скульптура. Сейчас идет серьезный упадок во всех этих направлениях старого традиционного искусства. Не потому что эти виды стали хуже, а потому что они очень древние и сегодня в значительной степени уже изжили себя. Были времена расцвета - Ренессанс там, Серебряный Век. Но сейчас - период упадка традиционных искусств, на фоне общего повышения мастерства. И это можно легко выяснить при помощи, Интернета: например, каждый второй поэт - если он умеет серьезно что-то делать, - очень тщательно и умело владеет языком. Любой второкурсник Суриковки рисует ничуть не хуже, чем Шишкин, а толку?
        И стихи сейчас не читают тоже именно потому, что поэзия на данном этапе - устаревший вид искусства. Доказать легко - мы живем в эпоху, когда покупается и продается все, что востребовано, так что если бы поэзию можно было продавать - ее продавали бы. А поэзия, увы, не востребована сейчас, и хотя разные авторы за свой счет издают свои самопальные книжечки маленькими тиражами, и хотя есть очень сильные и интересные авторы и произведения, но их не читают и не хотят читать. Язык поэзии сложен для современного человека. Не та эпоха, нашим мыслящим по другому и в другом ритме современникам читать стихи тяжело и скучно. Я говорю, конечно, об основной массе, кто-то, естественно, читает и стихи, но это очень немногочисленный круг людей, и они уже не могут влиять на общество, как это было когда-то.

        - Да, увы, сегодня литература не вершит судьбы, потому ей приходится срастаться с музыкой, с рэпом. В одной из своих песен, ты говоришь, что "рок сдох". Как ты сам пришел от рок-музыки к рэпу?

        - Это был совершенно естественный путь. Я считаю, единственно сейчас возможный для думающего человека и музыканта, который стремится расти, работать над собой и своей музыкой. А путь естественный потому, что, как ни крути, рок - это уже музыка людей старых, я бы сказал. Року уже очень много лет. Я сам люблю рок, слушаю рок, у меня большая коллекция рока. Я полжизни играл эту музыку, но для сегодняшнего мира эти, рОковые ритмы, рОковая энергетика уже выглядят устаревшими, их уже недостаточно. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, все гораздо энергичнее, злее, яростнее. Для своего времени, для 60-80-х годов, рок - это было очень здорово. Тогда он нес и социальную составляющую. А теперь он вернулся туда, откуда, собственно, и вышел: снова стал просто музычкой для танцев, так - потанцевать, девочек потискать. "Наше радио" сейчас пропагандирует такого рода музыку. Типа, пиво, девки, рок-н-ролл. И все это здорово, и как музыка рок никуда не делся, не сдох, его будут слушать и любить и так далее... Но вот трогать людей за мозги, расталкивать их, вставлять им шило в задницу, - это року сейчас уже не под силу. Именно поэтому сейчас существуют серьезные проблемы у групп, занимающихся рок-н-роллом и пытающихся делать что-то осмысленное, злое, авангардное, альтернативное.

        - Вис, как ты относишься к понятиям левый, правый, национализм, интернационализм?

        - Все время повторяю цитату, правда, забываю выяснить, кто это сказал, по-моему, это был Чаадаев, но, может быть, я и ошибаюсь. А цитата такая: "Ни один порядочный человек не может спокойно смотреть на страдания своей Родины". Правые почему-то считают, что любовь к Родине, любовь к России - это их прерогатива. Я считаю себя левым, красным и мне много раз задавали такой вопрос: "Как же так, вы же интернационалисты, значит Родина по боку, Россия по боку, значит вы за глобализацию и так далее". Я по этому поводу вот что хочу сказать : я интернационалист, но интернационализм и глобализм суть вещи совершено разные. Мой интернационализм - это любовь и к своей нации, и к своей стране, но это одновременно признание этих же прав за всеми остальными народами. То есть, партнерство равных, уважающих себя и друг друга наций.

        - Такой стандартный банальный вопрос, каковы дальнейшие творческие планы?

        - Я буду продолжать свое дело, причем, не только в рамках рэпа. Поскольку чувствуется сильное встречное движение, потребность в моей музыке, диски уже продаются во многих городах, нас приглашают на гастроли... И я уже не могу все бросить, не имею права.

        - Да, говоря словами Маяковского: "улица корчится безъязыкая". Действительно, есть огромная потребность в такой музыке.

        - Значит - будем работать, будем бороться. И тогда мы обязательно прорвемся. Победа будет за нами. Точно

        Декабрь 2002

Разработка и дизайн Rap-Style, 2003  
Music For Sale - отменная звукозапись