"SIXTYNINE", "Выживу Стану Крепче".
Рецензия на альбом
(Портал "RAP-STYLE", апрель 2005)

Оригинал - здесь



          
Автор: Fly G

          
Не складываются у рэпа отношения с другими музыкальным направлениями на русской эстраде. Уж как он (рэп то есть) ни старается, а завоевать долгосрочное уважение и любовь попсовой и экс-совковой аудитории не удается. Обычно русские рэп-группы если и пытались расширить диапазон своей аудитории, то делали это за счет попсовой публики, игнорируя тех, кто слушает рок.
           Об аутентичности и необычности творчества Sixtynine говорилось и писалось немало, но помимо новых тенденций в музыке, S9 задают новые позиции рэпа на русской эстраде в целом. Благодаря несвойственным рэпу аранжировкам, цитатам и ссылкам на таких музыкальных деятелей, как Гребенщиков и Бутусов, рэп Виса Виталиса начал завоевывать уважение среди поклонников тех же Гребенщикова и Бутусова. Оно может и не надо вовсе – рокеров в рэпперов переделывать, – но укрепление авторитета культуры среди музыкальной интеллигенции других направлений росрэпу не повредит. Sixtynine – первопроходцы, проложившие путь между двумя оппозиционными мейнстриму культурами, поэтому их творчество если не феноменально, то по меньшей мере интересно.

           ТРЕКЛИСТ:
           01. Intro\Война все спишет
           02. В белом гетто
           03. …To kill you
           04. Мне нужно оружие
           05. В белом гетто. Часть 2
           06. Деньги 2001
           07. Мазы нет выбора
           08. На…!
           09. Додескаден
           10. Для всех диких котов и кошек (F.A.W.C.)
           11. В белом гетто. Часть 3
           12. Да не вечер
           13. Выживу

           Intro\Война все спишет.
           Злое, агрессивное, милитаристское (см. название трэка) начало альбома. Концептуально. Тезисное упоминание основных идей «Выживу…», сырая злость текста и бэк-вокал (стильный, но не ар-энд-бишный, какой обычно встречается в рэп-композициях). Этакое краткое содержание всего альбома, оглавление.

           В белом гетто
           Ты хочешь знать, где настоящее гетто?
           Это рядом, чувак, не в Америке где-то…

           По идее этот трек является лейтмотивом «Выживу…» (как и две другие вариации на эту же тему – «В белом гетто» часть 1 и 2), но на мой взгляд, он во многом уступает некоторым другим песням прежде всего по содержанию. Отождествление американского гетто с российскими окраинами хоть необычно, философично, оправдано (что и доказывает МС на протяжении этой и двух других одноименных песен), но все же как-то навязчиво, «притянуто за уши». Что касается исполнения… считка Виса Виталиса сама по себе оригинальностью не отличается, но, смешанная с вокалом Мурата Каширгова, звучит просто отлично.

           …To kill you
           Мы все гладиаторы на арене
           Мир хочет поставить нас на колени…»

           Подобные идеи практически возведены в ранг прописных истин и, казалось бы, как-то особенно извратиться тут не получиться. Однако тема войны\борьбы\противостояния является одной из центральных идей альбома и эту тему Вис Вит раскрывает максимально полно и грамотно. Потрясающий припев, размеренная и спокойная считка перемешанная с фанковыми напевами… На мой взгляд, один из лучших трэков всего альбома как по исполнению, так и по содержанию.

           Мне нужно оружие
           Те, кто у Bad Balance были быками, у S9 называются крысами, что объясняется этическо-биологическими соображениями, а так же названием выпускающего лейбла (Wildcats records). Помимо мелкого уличного быдла к грызунам–«каннибалам капитализма» зачислены политики, олигархи, крупные бизнесмены и иже с ними. Ну а что именно высказывает VV в обращении ко всем вышеперечисленным – нетрудно догадаться.

           В белом гетто. Часть 2
           Все то же белое гетто, все те же проблемы, но теперь больше внимания уделено самим «белым ниггерам» (кстати, по-моему, не слишком удачная метафора) и тому пафосно звучащему «ОНИ», под которым подразумеваются фактические хозяева жизни. Органично вписываются в настроение трэка «запиленные» фразы из сказки «Обезьянья храбрость»: «Чего мы боимся?... Нас вон сколько…»

           Деньги 2001
           Быстрая, эмоциональная считка, динамичный припев, все та же sixtynine`овская агрессия, но теперь уже с оттенком усмешки, стеба.
           Я умею жить, я умею любить
           Да только вот - я не умею делать деньги…


           Мазы нет выбора
           В общем-то песня о том же, о чем и все три части «Белого гетто». Здесь стоит еще раз стоит удивится способности Sixtynine создавать такие песни на, казалось бы, заурядные темы, что трэк становится интересным хотя бы по настроению, эмоциям. Если война, то VV с плеча рубит офигенно жестким хардкором, если «выбора нет», то безысходность сквозит даже в припеве (который, кстати, здесь на редкость заунывный… хотя возможно однообразность и создает чувство монотонной тоски.)

           На…!
           Вис Виталис посылает на все буквы русского алфавита всех, кто этого заслужил. Кто именно – узнаете из трэка. Довольно стебно и издевательски по отношению к названию песни звучит припев: «На-на-на-на-на-на….»

           Додескаден
           На мой взгляд, «Додескаден» - песня, особенно выделяющаяся на альбоме: от агрессии предыдущих 9 трэков VV неожиданно переходит к абстрактной тоске, с крика – на полушепот. Песня интересна еще и тем, что частично написана по сюжету фильма Акиры Куросавы "Додескаден" (о фильме подробно рассказывается в фрагменте повести Пелевина «Желтая стрела», который так же звучит в Sixtynine`овском «Додескадене»)
           Вы продолжайте... Я не играю.
           Я просто веду в никуда свои трамвай
           Пою не умея... пишу не зная...
           И все мои рельсы ведут по краю…


           Для всех диких котов и кошек (F.A.W.C.)
           Идейный гимн лейбла Wildcats records и продолжение философии всего альбома одновременно.                       Упоминание диких котов и крыс, встречающееся на протяжении всего альбома во многих трэках («…To kill you», «Война…» и т.д.), наконец-то раскрыто и объяснено в десятом трэке.
           … Отчайся, ничей, страх кастратов домашних,
           Здесь все против всех. Ты не наш, ты из наших…


           В белом гетто. Часть 3
           Из всего относительно широко ассортимента песен о белом гетто третья часть мне понравилась больше всего… Вот тут-то меня и посетила мысль о том, зачем же все-таки на альбоме столько «белых гетто» - не для того ли, чтобы, прослушав все три, каждый нашел более понравившуюся по исполнению и подаче версию, и, слушая, проникся? Похоже на то. Точно не знаю.

           Да не вечер
           Вис Виталис читает текст от лица себя умершего. Мрачно, стильно и…скучно. Куда-то пропало неповторимое звучание и потому считка VV надоедает уже к середине трэка. Плюю ко всему название, на мой взгляд, абсолютно не связано по смыслу с содержанием трэка.
           Не бойтесь меня вещи, я теперь свой
           Где ты, ангел мой вещий, возьми с собой…


           Выживу
           Органичная концовка альбома, такая же концептуальная, как и интро.
           В подвале крысы, коты на крыше
           И если мы станем крепче - мы выживем


           Первый и главный плюс альбома, конечно же, в неповторимости музыки и стиля исполнения, а так же в удачном использовании музыкального наследия других направлений – прежде всего, рока и рок-н-ролла. Жаргонизмы и сленг Вис Виталис каким-то непостижимым образом умудряется сочетать с философичностью текста, не опошляя лирику, а приближая ее к реальности. Заявления в прессе о концептуальности «Выживу…» и наличии идейного стержня не голословны – на альбоме представлены все оттенки агрессии и протеста: от открытого посылания на различные «адреса» до тоскливой отчужденности «Додескадена» и романтизма «F.A.W.C.».
           Естественно, есть и минусы. Несмотря на умения Виса с гениальной простотой и неповторимым стилем раскрывать любую тему вне зависимости от степени ее избитости, вариаций на тему жизни в белом гетто все же многовато. Считка VV узнаваема, но определенно бедна на всякие «фишки». Речитатив нельзя назвать неэмоциональным или неинтересным, но к концу альбома один и тот же голос все же приедается.
           Что касается философии «Выживу стану крепче», то альбом этакая хроника жизни в «белом гетто», репортаж от лица «рожденных стать ненужными», которые «делают то, что нравится». Ссылки и цитаты, отправляющие слушателя от одного трэка к другому, а то и к музыкальному/литературному наследию прошедших лет/современности - также довольно весомый плюс к общей оценке релиза. Пожалуй, не каждый сможет обнаружить на альбоме целостный идейный стержень, но рэп S9 интересен еще и тем, что, неся неслабую смысловую нагрузку, эта музыка не снисходит до сухого речитатива под простой бит. Благодаря красивым мелодиям и припевам эта музыка может слушаться в качестве фона, как бы парадоксально это не звучало в отношении альбома о белом гетто...

          Апрель 2005.
Разработка и дизайн Rap-Style, 2003  
Music For Sale - отменная звукозапись